
16 сентября 2019 года американская деловая газета Wall Street Journal сообщила, что Amazon без предупреждения изменил свои алгоритмы поиска в пользу товаров, которые приносят компании наибольшую прибыль. Теперь эти товары имеют приоритет в результатах поиска вместо бестселлеров или товаров, которые более актуальны для потребителей. Факт внесения данных изменений в работу поисковых алгоритмов компания предпочла не афишировать.
По словам WSJ, Amazon изменил поисковые алгоритмы еще в конце прошлого года, хотя официальное заявление от компании так и не было сделано. Теперь поисковые алгоритмы, которые находили для потребителей наиболее релевантные и пользующиеся спросом листинги при их поиске в течении более десяти лет, выводят в результаты те позиции, которые выгодны самой компании. Таким образом, другие листинги теряют свои законные позиции и оказываются гораздо ниже в списке результатов поиска. А если учесть, что две трети кликов происходят по товарам на первой странице поиска, то это серьезный удар по бизнесу многих сторонних продавцов.
По словам аналитической компании Jumpshot, занимающейся маркетинговой аналитикой, панель поиска на сайте является наиболее распространенным способом поиска товаров в интернете покупателями в США. Поэтому любые изменения в работе поисковых алгоритмов имеют колоссальное значение - ведь продавец из-за этого может как получить неожиданную прибыль, так и потерять свой бизнес, оказавшись на невыгодных ему позициях в поиске. И конечно же, совершенно неприемлемо не предупреждать продавцов о таких важных решениях.
Опубликованные WSJ материалы недешево обошлись Амазону. Компания сейчас находится под пристальным наблюдением антимонопольных комитетов Европы и США, и лишнее внимание в таком положении ей совершенно ни к чему. Намеренно или нет, но WSJ выбрал очень “подходящее” время для таких заявлений. После того, как их отчет был опубликован, Судебный комитет Палаты представителей отправил письмо генеральному директору Amazon Джеффу Безосу с требованием сообщить о «алгоритме, который определяет поисковый рейтинг товаров на платформе Amazon».
Представители Amazon были вынуждены прокомментировать данную ситуацию. Изначально Amazon выступил с узким опровержением, заявив: «Мы не изменили критерии, которые мы используем для ранжирования результатов поиска, с целью увеличения прибыльности». Но дело в том, что это утверждение никак не сбрасывает со счетов то, что сообщал журнал, а именно - что Amazon изменил критерии, косвенно влияющие на выведение в более высокие позиции товаров, выгодных компании. В следующем заявлении Amazon стал более “разговорчив”:
“The Wall Street Journal ошибается. Мы подробно объяснили, что их «сенсационная новость» из неназванных источников на самом деле не имеет веских доказательств, но они все равно продолжали раздувать эту историю. Дело в том, что мы не изменяли критерии, которые мы используем для ранжирования результатов поиска, с целью повысить прибыльность. Мы показываем товары, которые будут нужны клиентам, независимо от того, выпускаются ли они под нашими собственными брендами или являются товарами, предлагаемыми нашими партнерами по продажам. Как и в любом магазине, мы рассматриваем товары, с которыми имеем дело, с точки зрения их прибыльности. Но это - всего лишь один показатель, и ни в коем случае не ключевой фактор, всецело влияющий на то, что мы показываем покупателям.”
Представитель Amazon также сказал, что компания проверяет «ряд показателей» при тестировании новых функций, «включая долгосрочную прибыльность, чтобы увидеть, как эти новые функции влияют на качество обслуживания клиентов и наш бизнес. Мы поступаем так же, как и любой рациональный магазин, но мы не принимаем решения, основанные на полученных показателях".