
После головокружительного успеха устройства Echo компания Amazon не перестает пополнять ассортимент своих товаров с поддержкой голосового помощника Alexa. Ниша подобных продуктов не так давно появилась на рынке, но уже стала весьма привлекательной для больших компаний. И Amazon здесь поступил в своем стиле: сделай не хуже, чем другие, но в два раза дешевле.
На прошлой неделе на презентации в Сиэтле Amazon порадовал нас целым наборов новых девайсов. Компания анонсировала более десятка новых продуктов, включая беспроводные наушники и умные очки, которые могут взаимодействовать с Alexa.
По сути, продукция Echo практически сразу нашла для себя огромную целевую аудиторию, что дало компании Amazon лидирующую позицию на рынке устройств с встроенными голосовыми помощниками. Но некоторые инвесторы и аналитики начинают сомневаться в финансовой стратегии компании относительно помощника Alexa и в том, насколько прибыльной является для Amazon его действующая бизнес-модель.
«Amazon успешно поставила миллионы устройств миллионам клиентов, но с какой целью?», - сказал Эндрю Мерфи, управляющий партнер Loup Ventures, который инвестирует в стартапы и публикует исследования в области потребительских технологий. Мерфи сказал, что он лично владеет акциями Amazon, а его фирма - нет.
После рождественских праздников в этом году Amazon заявила, что продала более 100 миллионов устройств на базе Alexa, а вскоре после этого в отчете Consumer Intelligence Research Partners было указано, что Amazon контролирует 70% рынка интеллектуальных громкоговорителей в США. В отличие от Apple, которая в то время занимала лишь 6% рынка, Amazon не стремится зарабатывать на продажах устройств, а рассматривает их как средство привлечения клиентов во вселенную Amazon, где, по-видимому, они будут приносить прибыль компании другими способами.
Это помогает объяснить, почему вы можете купить компактную Echo Dot за 50 долларов, а ряд других продуктов Echo - примерно или даже менее чем за 100 долларов, а вот прямой конкурент продукции Amazon, Apple HomePod от Siri, обойдется вам уже в 300 долларов. Низкие цены на устройства Amazon поставили компанию в выигрышное положение - продукты Amazon являются бестселлерами в категории электроники на платформе, однако компания не афиширует, какую прибыль в итоге удается получить компании.
Дейв Лимп, глава подразделения аппаратного бизнеса Amazon, заявил CNBC в интервью в прошлую среду, что цель компании состоит в том, чтобы зарабатывать деньги, когда «клиенты используют продукты, а не только когда они их покупают». Этими словами Дейв Лимп повторил тезис предыдущего интервью - раньше он сказал, что люди, которые владеют устройствами с встроенным голосовым помощником, покупают больше цифровых товаров, таких как подписка на музыку и аудиокниги.
Мерфи (управляющий партнер Loup Ventures) в ответ на это сказал, что такой подход до сих пор был довольно “своеобразным”, потому что делать покупки голосом по-прежнему сложно. Его фирма недавно провела тест, который показал, что Алекса сильно отстает от Google Assistant в ответах на вопросы, связанные с покупками, и в целом уступает Apple Siri в общей производительности.
«Мы можем представить себе Alexa как единую платформу для электронной коммерции, но реальность такова, что пока что она попросту так не работает», - сказал Мерфи.
Аналитик Macquarie Research Бен Шахтер (Ben Schachter) высказал предположение, что долгосрочная перспектива Amazon в отношении Алексы может заключаться в развитии модели магазина приложений. Эквивалент Alexa для магазина приложений называется "навыками", и включает в себя более 100 000 услуг, таких как медитация с гидом, устные викторины, различные инструкции для упражнений и комедийные шоу от сторонних разработчиков. Шахтер не дал оценки того, насколько большим может стать бизнес, связанный с “навыками” Алексы, но довольно ясно отметил, что рынок приложений превышает 100 миллиардов долларов во всем мире.
В заявлении CNBC Amazon сказал: «Наше внимание сосредоточено на создании наилучшего опыта пользования для наших клиентов, а все остальное решится само по себе.»